четверг, 7 февраля 2013 г.

кинжал код 9м330

Зенитный комплекс М-2 "Волхов-М" Зенитный корабельный ракетный комплекс М-2 "Волхов-М" был создан на базе сухопутного комплекса С-75, получившего широкое распространение в ПВО страны. Комплекс С-75 был создан КБ-1 министерства сельскохозяйственного машиностроения и ОКБ-2 министерства авиационной промышленности. Доработку комплекса в интересах ВМФ выполнил московский НИИ-1 совместно с НИИ-49. Корабельный ЗРК мало отличался от сухопутного. Так, характерным внешним отличием всех морских ПУ балочного типа была нижняя подвеска ракет, в отличие от верхней, принятой в большинстве сухопутных систем. Разработка корабельной пусковой установки СМ-64 со средствами подачи была начата ЦКБ-34 по приказу МОП от 7.10.1956 года. Комплексами М-2 предполагалось вооружить ракетные крейсера, спроектированные на базе крейсеров пр.68бис. Согласно Постановлению СМ N` 1502-840 от 13.08.1955 г. ЦКБ-16 начал разработку крейсера пр.70. В первоначальном варианте все четыре 152-мм башни МК-5бис подлежали снятию, а взамен их планировалось установить четыре спаренных стабилизированных ПУ СМ-64 комплекса М-2. Боекомплект состоял из 44 ракет В-750. Кроме того, в состав комплекса входило две радиолокационных системы управления "Корвет". Так как маршевая (вторая) ступень ракеты В-750 имела жидкостный реактивный двигатель, то на корабле предусматривалось раздельное хранение компонентов топлива (горючего и окислителя). Заправку ракету компонентами топлива предполагалось производить на стартовой установке, а при необходимости заправлять ракеты в погребе перед непосредственной подачей ракеты на ПУ. В случае неиспользования ракеты предусматривался обратный слив топлива. Проект 70 несколько раз менялся. В конце концов было решено оставить две 152-мм башни и ограничиться двумя ПУ СМ-64. Постановлением СМ 959-442 от 10.08.1957 г: все работы по крейсерам пр.70 были прекращены, за исключением работ по экспериментальному кораблю пр.70Э "Дзержинский", а изготовленное заводами вооружение передано на крейсера пр.71. Крейсера пр.71 также проектировались ,в корпусах пр.68бис. Предполагалось построить и, корабли пр.71. Две носовые 152-мм башни МК-5бис сохранялись, а на корме устанавливались две ПУ СМ-64 с общим боекомплектом 22 ракеты В- 753. В составе комплекса имелись две системы управления "Корвет". Технический проект опытного крейсера 70Э был утвержден в сентябре 1956 года. По этому проекту было решено переделать крейсер пр.68бис "Дзержинский", находившийся в строю с 1952 года. В период с 15.10.1957 г. по 24.12.1958 г. крейсер был перестроен на "Севморзаводе" в Севастополе по пр.70Э. На крейсере были сняты третья башня МК-5бис, кормовой командно- дальномерный пост, восемь 37-мм автоматов В-11 и торпедное вооружение. В свою очередь крейсер получил комплекс М-2 в составе одной ПУ СМ-64 с боекомплектом 10 ракет В- 753 и систему управления "Корвет- Севан". На моряков, первоначально настороженно относившихся к установке ЗРК на корабле, произвело сильное впечатление уничтожение первой же ракетой с "Дзержинского" беспилотного бомбардировщика ИЛ- 28, летевшего на высоте 10 км. Комплекс успешно прошел испытания и был принят на вооружение крейсера. Вследствие больших габаритов зенитной ракеты (длина 10,4 м, диаметр по стабилизатору 2,6 м) объемов бывших артиллерийских погребов для размещения десяти ракет оказалось недостаточно. Пришлось увеличивать размеры погреба, для чего были прорезаны три палубы и сооружена надстройка высотой 3,3 м. Поскольку не удалось создать необходимую специальную систему для автоматической заправки ракет топливом на стартовой установке в короткие сроки, была разработана резервная система ручной заправки ракет в погребе перед подачей их на стартовую установку. Принятие такого решения было вынужденным, оно не отвечало требованиям пожаровзрывобезопасности, но другого выхода тогда не было. 3 августа 1961 г. "Дзержинский" был переклассифицирован в учебный крейсер, но 5 24 октября 1973 г. "находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта". Последняя проверка ЗУР на "Дзержинском" проводилась в 1982 году, все ракеты текли и были мало боеспособны. 12 октября 1988 года крейсер был разоружен и исключен из состава ВМФ. Официальной причиной того, что комплекс М-2 был установлен лишь на одном корабле, считают габариты ракеты и жидкое топливо 2-ой ступени. Что касается первого, то габариты ракеты оправдываются ее дальностью и потолком (разумеется, для технологии того времени). Сам же комплекс М-2 был достаточно эффективен, что хорошо доказал его сухопутный аналог С-75 во Вьетнаме и других зонах конфликтов. Кроме того, С-75 имел широкие возможности для модернизации. Так, в армии для комплекса С- 75М разрабатывали твердотопливные ракеты В-757 (по Постановлению СМ от 4.06.1958 г.) и В-758 (по Постановлению СМ от 4.06.1963 г.). В 1964 году для комплекса С-75М стали поступать первые ракеты В-760 со специальной боевой частью. Таким образом, крейсера пр.71, оснащенные твердотопливными ракетами как с обычными, так и со специальными боеголовками, могли быть эффективным средством ПВО флота. Этому помешали решения политического характера с личным участием Н.С. Хрущева. Зенитный комплекс М-3 Зенитный корабельный комплекс М-3 с ракетой В- 800 предназначен для дальнего ПВО флота. Дальность стрельбы ракеты В-800 была до 55 км, а диапазон высот поражения от 2 до 25 км. Ракета В-800 была спроектирована в ОКБ-2 ГКАТ. Согласно приказу МОП от 20.09.1955 г. ЦКБ-34 разработало для комплекса М-3 проект спаренной стабилизированной пусковой установки СМ-68 со средствами подачи и заряжания. Комплекс М-3 имел радиолокационную систему управления "Фрегат". Комплекс М-3 предполагалось устанавливать на крейсерах пр.63, 64 и кораблях ПВО пр.81. На атомном крейсере пр.63 и паротурбинном крейсере пр.64 предполагалось установить комплексы М-3 в составе двух спаренных ПУ СМ-68, 20 ракет В-800 и две системы управления "Фрегат". На корабле ПВО пр.81 боекомплект должен быть 40 ракет В-800. Волей Хрущева все эти корабли построены не были. Задел работ по комплексу М-3 был использован при проектировании корабельного зенитного комплекса дальнего действия М-31. Работы по комплексу М-31 велись по Постановлению СМ 846-382 от 25.07.59 г. Исполнителями комплекса были НИИ- 20, 6, 48, 130, 504; ОКБ-8, 2 (ГКРЭ). Пусковую установку проектировало ЦКБ-34, а приводы к ней ЦНИИ-173. В связи с прекращением работ по кораблям пр. 1126 работы по комплексу М-3 Г были прекращены Постановлением СМ 565-236 от 21.06.1961 г. Универсальный корабельный ракетный комплекс М-1 Проектирование и испытания комплекса Разработка первого отечественного универсального ракетного комплекса М-1 для кораблей пр.61 и 63 была начата по Постановлению СМ 1149-592 от 17.08.1956г. Но уже постановление 1190-610 от 25 августа того же года было решено ставить М- 1 на корабли пр.58 и пр.62. Многим читателям знакомы номера проектов 58 и 61, по которым построено 4 и 20 кораблей соответственно. Проект же 63 практически не известен, хотя это один из интереснейших проектов нашего флота. Легкие крейсера проекта 63 предполагалось строить в уже заложенных корпусах крейсеров пр.68бис. Согласно проекту плана судостроения на 1956-1965 гг. планировалось ввести 7 таких крейсеров в 1961-1964 годах. Крейсера должны были иметь крылатые ракеты типа П40 или П-6 с дальностью стрельбы до 400 км и четыре 76-мм артустановки ЗИФ-67, а также зенитные комплексы двух типов: дальнего действия М-3, в составе двух спаренных пусковых СМ- 68, 20 ракет В-800 и двух систем управления "Фрегат"; и ближнего действия М-1 в составе четырех спаренных пусковых установок ЗИФ-101 и двух систем управления "Ятаган". Крейсера пр.63 должны были иметь ядерную энергетическую установку. О проекте 62 известно пока очень мало. Это был, видимо, корабль ПВО. Волюнтаристским решением Н.С.Хрущева работы по кораблям пр.63 и 62 были прекращены, и комплекс М-1 разрабатывался только для пр.58 и 61. К изготовлению комплекса М-1 было привлечено множество НИИ и КБ: НИИ-10 ГКРЭ головной по комплексу в целом; ОКБ-2 ГКАТ ракета В-600; ЦКБ-7 (ПО "Арсенал") стабилизированная пусковая установка ЗИФ- 101; ЦНИИ-173 приводы наведения ЭСП-101; НИИ-6 боевая часть; НИИ-125 пороховые заряды для двигателей; НИИ-504 радиовзрыватели "Пролив-М"; и т.д. Корабельный универсальный комплекс М-1 по многим элементам был унифицирован с сухопутным ЗРК С- 125. Так, оба комплекса имели одинаковые ракеты (В-600, В-601 и т.д.). Сухопутный комплекс шел со значительным опережением во времени и был принят на вооружение (с В-600) Постановлением 561-233 от 21.06.1961г. Первой ступенью ракеты В-600 являлся пороховой реактивный двигатель ПРД-36, снаряженный 14 одноканальными цилиндрическими пороховыми шашками (из пороха марки НМФ-ЗК) общим весом 280 кг. На корпусе первой ступени были закреплены четыре раскрывающихся после старта стабилизатора. Двигатель второй ступени был также пороховой, но снаряженный только одной шашкой весом 125 кг, марка пороха НМ-4Ш. Боевая часть ракеты 4Г-90 осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами. Общий вес боевой части 60 кг, из них 32-33 кг вес сплава тротила с гексогеном и 22 кг вес поражающих элементов. Пусковая установка ЗИФ-101 с устройствами хранения, подачи и заряжания представляла собой спаренную стабилизированную установку тумбового типа с нижней подвеской ракет на направляющих балках и с барабанной системой хранения ракет. Нижняя подвеска ракет принципиальное отличие корабельных ЗУР от сухопутных, которые помещены над направляющими ПУ.Каждая ПУ имела два вертикальных барабана по 8 ракет в каждом. Барабаны размещались в погребе ПУ. Подача ракет на линию заряжания осуществлялась поворотом барабана на угол 45 град. Механизмом заряжания служил цепной досы- латель толкающего типа. Установка ЗИФ-101 имела дистанционное управление с электромашинным силовым приводом ЭСП-101. Первоначально на заводе 7 (ПО "Арсенал") был сделан опытный стенд ЗИФ-ИР-92, на котором с марта по сентябрь 1959 г. на береговом полигоне проводились бросковые пуски ракет В-600 с разомкнутым контуром управления. Затем была изготовлена полигонная пусковая ЗИФ- 101 П, с которой на полигоне прошли пуски ракет с октября 1959г. по июль 1960г. Сроки отработки комплекса М-1 опережали сроки сдачи головного корабля пр.61 заводской 1701, СКР- 25, а с 9.10.62г. "Комсомолец Украины" поэтому Распоряжением СМ СССР 2110 от За.07.1959г. совместные испытания М-1 были перенесены с головного корабля пр.61 на ракетный корабль "Бравый" пр.56К (проект 56К это переделка пр.56 под ЗРК М-1). Испытания на "Бравом" проходили < в два этапа с 5.01.62г. по 12.03.62г. и с 12.03.62г. по 30.04.62 года. Все испытания проходили на Черном море в акватории от мыса Меганом до Керченского пролива. В ходе совместных испытаний было проведено: 13 пусков ракет в бросковом варианте; 46 боевых и телеметрических пусков ракет; 331 вылет самолетов МиГ-17, МиГ- 15М, МиГ-19, Ту-16, Ил-28, Ли-2, Ил- 14 и вертолетов Ми-4. С 27 мая по 23 августа 1960г. на заводе 445 на корме "Бравого" была установлена одна ПУ ЗИФ-101. Центральный пост системы управления стрельбой "Ятаган" был установлен в надстройке на верхней палубе в районе кормовой трубы. Система "Ятаган" была разработана в НИИ-10 ГКРЭ, а аппаратура приводов антенного поста в ЦНИИ-173. В ходе испытаний отмечено, что время выхода "Ятагана" из холодного положения составило 5 минут (неудивительно лампы!). Для наведения ракеты на цель на антенном посту размещено 5 антенн. Две малые служат для грубого наведения ракеты на цель на начальном этапе траектории, две большие для сопровождения цели и точного вывода ракеты на цель ,и одна антенна радиопередатчик команд. В ходе испытаний дальность сопровождения цели "Ятаганом" оказалась 42 км с вероятностью захвата 50% и 36 км с вероятностью 80%. Пределы дальности ракеты оказались 15 км, время срабатывания самоликвидатора 26 секунд. Верхняя граница зоны поражения была 10 км, а нижняя зависела от скорости цели: Скорость цели м/с Дальность до цели км Минимальная высота поражения м 100-300 15 150-100 P 6 - 8 100 400-600 15 250-200 P 6 - 8 100 Ракета В-600 Корабельный ракетный комплекс М-1 Пусковая установка с погребом. Положение заряжания (поперечный разрез) В проведенных пусках ракет радиовзрыватель "Пролив"(5Е15) срабатывал на промахах до 58 м. Ещё при наземных испытаниях в 1961г. было выяснено, что боевая часть 4Г-90 дает 3560 3570 осколков в среднем весом около 5,4 гр. В период испытаний комплекса было сбито шесть самолетов-мишеней МиГ-15М, летевших на высоте от 0,6 до 10 км, при этом промахи ракет составляли от 9 до 48 метров. По мнению комиссии, вероятность поражения самолета на промахе 20 м составляет 0,9, а на промахе 40 метров 0,4-0,6. Комплекс М-1 мог поражать цели, летящие со скоростью до 600 м/с. Цель может маневрировать на высоте до 4 км с перегрузкой 3 4 д, а на больших высотах до 2 3 д. Скорость хода корабля при пусках может быть до 36 узлов. Стрельб с "Бравого" по надводным целям не проводилось. Метод наведения ракеты оптимальное спрямление и накрытие цели. При стрельбе по низколетящим целям к этому добавляется метод наведения "Горка". По результатам испытаний на "Бравом" комплекс М-1 был реко

Зенитные ракеты / Техника и оружие 1996 03

Комментариев нет:

Отправить комментарий